Предлагаем Вашему вниманию отчет о недавней прогулке по реке Лихоборка.
Мы стартовали в 11 утра от станции метро "Водный стадион". Пройдя метров 300 по улице Адмирала Макарова мы свернули у морской школы налево. Здесь начинается так называемый Лихоборский канал. Вода в него поступает из канала им. Москвы и не простая, а волжская. Слева по течению - гаражные комплексы, а также недалеко Головинское кладбище, а справа - следственный изолятор. Видимо это был "приемный" день, т.к. народу у данного объекта скопилось довольно много. По набережной с этой стороны милицейский патруль проезжает каждые несколько минут. Сам канал не особо протяженный, с крутыми берегами и бурным течением. Вода визуально кажется довольно чистой.
Канал ныряет под проезжую часть Нарвской улицы и "выплывает" в Малый Головинский пруд. Идем по правому берегу и упираемся в отходящий канал, в конце которого опущены металлические шторы и вода уходит под землю. Люк сверху данного гидротехнического сооружения отсутствует и кем-то заботливо перемещен в воду. Смотрим туда и обнаруживаем довольно приличное течение и отсутствие оборудованного спуска вниз. Судя по всему, этот канал подает воду в Академические пруды, что рядом с Тимирязевской Академией или ,если так понятнее, - с кинотеатром "Байкал" (на стыке Коптевского и Тимирязевского районов).
Идем далее по прудам. Там в Михалково стоит дом, правая часть которого заброшена. Первые три этажа еще старой постройки, два верхних - достаточно свежие. Все выходы и окна первого этажа закрыты решетками, хотя еще осенью там можно было побродить (см. Фото). Между стеной данного строения и забором фабрики Петра Алексеева, минуя завалы бытового мусора и зеленые насаждения обнаруживается еще один заброшенный дом, построенный видимо годах в 20-30-х. Мы побродили по нему. Поднялись на самый верх, полюбовались видами и обнаружили следы пребывания людей. На стоянку древних головинцев это не походило, а вот на пристанище бомжей очень даже. К счастью, хозяев дома не оказалось. СObalt поверхностно обследовал подвал остатков здания, но ничего любопытного обнаружено не было. В местных люках покоились остатки насосов. Далее пройдя через усадьбу Михалково, через парк и местный «пляж» добрались до верхнего водопада. Из него вода спускается по Головинскому спуску до следующего водопада. Сейчас тут много воды. Зимой же и ранней весной спуск обмеляется до неприличия (лужи и те глубже), а местные утки на этот период превращаются в пешеходов. По обеим сторонам спуска жилые массивы. Длина спуска на вскидку метров 600.
Спускаемся у второго водопада к реке по левую сторону отходит канал, в конце - труба диаметром в средний человеческий рост. Из нее веет холодом, вытекает вода. Глубина не большая. Что это и куда - вопрос любопытный и ,надеемся, вопрос времени. Возможно это приток Лихоборки - Норишка (должна начинаться в районе прудов парка Дружбы у метро "Речной вокзал". Куда она ведет и как долго так широка - тоже вопрос любопытный. Она уходит под автостоянку это точно, куда дальше - загадка. Когда совсем рядом с ней рыли глубокий котлован под новый дом, трубы видно не было. Прямо в воде перед входом в трубу виден люк без опознавательных знаков.
Идем далее и видим еще один отвод. В конце прямоугольный тоннель, в котором сходятся две трубы (одна в сторону Ховрино, о второй сказать ничего не могу). Видимо из первой трубы и начинается открытое русло Лихоборки, хотя это только мое предположение. Далее двигаемся по левой стороне реки, пересекаем проезжую часть Онежской улицы. Идем еще метров 300. По здоровенным трубам с горячей и холодной водой переходим на другой берег к кирпичной постройке, что-то вроде подстанции...
Здесь стоит последний жилой дом - старая унылая хрущевка. Дальше довольно долго тянется территория промзоны. До пересечения с железнодорожными путями в реку втекают еще несколько потоков из внушителного размера труб. Прикидывать что это за очередной приток Лихоборки уже бессмысленно - надо хорошо разбираться в теме. Много и всяких стоков - стихийных и не очень, более или менее заметных и хитро спрятанных. Один был покрыт ржавчиной, из другого стекала сильно пенная вода (возможно с одного из автосервисов). Люди практически не встречались. У некоторых предприятий было довольно много автомобилей. Кстати, на одном предприятии была табличка, объявляющая, что тут какой-то там НИИ или еще что и содержала слова химический и атомный. Места в общем очень малолюдные. Течение реки сильное, вода мутная, но особого запаха не имеет. Берега большей частью крутые и сильно заросшие. Встречаются всякие трубы разных размеров, тянущиеся через реку, остатки мостов. Трубчатые переезды тоже встречаются часто.
У снегоплавильного пункта поднимаемся на железнодорожный мост. Это одноколейка. Идет она видимо с одного из путей сортировочной у станции Моссельмаш, а вот куда честно говоря представить сложно, возможно каким-то образом выходит на окружную дорогу. По этой одноколейке мы видели длиннющий состав. Вид с моста открывается очень симпатичный(для любителя подобных мест). Недолго идем по путям и спускаемся вниз. Спуск крутой, кругом заросли. Затем выходим на пустырь недалеко от станции НАТИ (для незнающих НАТИ и НАМИ одно и тоже учреждение, хотя от станции свихнешься идти до НАМИ – идиотизм проектировщиков). Пустырь напоминает огромную свалку, которую завалили землей, возможно, нулевым циклом и на которой уже давно расположилась всяческая флора (об этом чуть дальше). Мусор есть, но его нет так уж и много. Вдалеке, в сторону Бол. Академической улицы виднеются жилые дома и бульдозеры, старательно рассредотачивающие различный шлак. Самое интересное место тут - недостроенное сооружение. В нем были обнаружены душевые. Часть второго этажа недосягаема. Мы обошли его весь, но подъем туда так и не обнаружили.
Дальше снова пошли к реке. На поляне росли подсолнечники, причем не угнетенные городские, а вполне такие крепкие. Обнаружили уже у самой воды и краснеющие кусты малины. Дегустировать не решились. Далее поднялись на мост октябрьской железной дороги. Внизу рабочие производили какие-то работы по отделке кирпичных опор моста. По путям дошли до НАТИ, немного пощелкали, перешли на другую сторону и пошли по направлению к Дмитровскому шоссе. Закончился променад пивом на берегу реки (к тому моменту уже было неясно какой, предположительно Жабенки), вытекающий из трубы (солидного диаметра) холма по верху которого пути окружной железной дороги в 100 метрах от Дмитровского шоссе. Это лишь половина Лихоборки, но и так погуляли славненько.
Путешествовали с0balt и Норишкас
(c)2005. Норишкас
Все права защищены. По вопросам использования материалов документа обращаться к автору.